Манускрипт ниндзя

Категория: Обзоры аниме   Автор: Стефан   Выпуск: ARRU Style #2 Февраль 2009

Название: Манускрипт ниндзя / Ninja Scroll

Производство: Япония
Жанр: самурайский боевик, фэнтези, эротика
Тип: полнометражный фильм, 92 мин.
Выпуск: 05.06.1993
Режиссёр: Кавадзири Ёсиаки
Студия: Madhouse Studios

В Японии существует всего несколько студий, чье участие в том или ином проекте практически является сертификатом качества. Да, даже у них бывают неудачные работы, но поклонники готовы их прощать хотя бы за те работы, которые по настоящему стали мировым достоянием. Студия Мэдхаус относиться к их числу. С 1972 года, когда была основана эта студия, они выпустили далеко не один десяток аниме-произведений. Одно краткое перечисление их работ займет не одну страницу печатного текста, поэтому я назову лишь несколько — «Кибер-город Эдо 808» («Cyber City OEDO 808», 1990), «Летопись войн Лодосса» («Лодосс то Сэнки», 1990-1991), «Особь» («Spawn», 1997-1998), «Манускрипт ниндзя» (1993), «Икс» («X», 1996). Этот список можно продолжать еще долго и каждая из этих работ заслуживает отдельного о себе рассказа. Но сейчас я хотел бы рассказать лишь об одной из них — об аниме «Манускрипт ниндзя» или, как это будет более правильно, «Дзюбей — повесть о ниндзя» («Дзюбей Нинпутё»).

Уже первые кадры аниме дают нам примерное представление о главном герое — мастер меча, способный в одиночку расправиться с шайкой бандитов, человек, для которого честь стоит превыше материальных выгод. Да, он — наемник, но даже у наемников есть свой внутренний кодекс, который он никогда не нарушит. Волей судьбы он оказывается втянут в водоворот событий, от которых зависит будущее Японии. Повествование стартует стремительно — вот жители маленькой деревушки умирают от чумы, и правительство, с целью не допустить эпидемии, закрывает район. Людям незнакомым с историей это может показаться странным, но в те времена страшнее чумы была только проказа. С чумой не умели бороться и в одночасье вымирали целые города, поэтому нет ничего удивительного в том, что область оказалась перекрыта. Незадолго до этого в окрестностях вымершей деревни был замечен подозрительный отряд, и глава одного из соседних самурайских кланов — Мотидзукэ — посылает на разведку бойцов клана Когэ. Задание не кажется сложным, ведь все бойцы прекрасно подготовлены и в случае столкновения им будет противостоять всего восемь человек. Действительность оказалась более жестокой и все бойцы гибнут, за исключением Кагеро — прекрасной и смертельно опасной. Сначала ее не хотели брать в разведку, и, в знак протеста против этого, она даже отрезает себе волосы — самый страшный поступок для самурая, автоматически превращающий его в никому ненужного человека.

Но и уцелевшую Кагеро впереди ждала смерть, но перед этим ей предстояло пройти через унижение быть изнасилованной. Однако, судьба решила распорядиться иначе. Совершенно случайно, Дзюбея угораздило оказаться в одном доме с демоном, собирающимся поразвлечься с плененной Кагеро. В результате этого столкновения Дзюбею удалось отбить Кагеро и нанести травму этому странному существу, которого казалось не берет меч. Этим самым он привлек к себе внимание. И следующая встреча состоялась очень скоро... Жаждущий мести демон нападает на Дзюбея. И погибает, хотя был полностью уверен в своей победе. С этого момента Дзюбей, против своей воли, оказывается втянут в события, которых он с удовольствием избежал бы. Ибо Тэссай, противник Дзюбея — железный человек, был одним из восьмерки демонов Кимона — ниндзя, служащих сегуну Тьмы, желающего восстановить дом Хаятоми — бывшего повелителя Японии.

Об этом Дзюбею не преминул рассказать Докуам — монах и правительственный чиновник, посланный на разведку, обманом и шантажом вынудивший Дзюбея помогать ему в его расследовании. В качестве награды Дзюбею была предложена сотня золотых и противоядие от яда, которым монах отравил тело Дзюбея. Чуть позже к ним присоеденяется Кагеро, которой поступил приказ продолжать расследование. Впереди их ждали схватки с остальными членами Восьмерки. Каждая битва уникальна. Каждый из противников необычен и практически непобедим. Бинесато — девушка, чье тело покрыто татуировками в виде змей, способных оживать. Да она и сама, подобно змее, способна скидывать кожу и, вдохнув в нее жизнь, управлять ею. Она обладает завораживающим гипнозом и способна контролировать целое скопище змей. Встреча с нею едва не закончилась для Дзюбея смертью.

Мушидза — человек-улей — вмещающий в себе несметный рой пчел-убийц. Удзеро Мудзатцу — слепой мастер меча. Сверкание его меча способно ослепить противника, и тем самым лишить того кажущегося преимущества. Закуро — в прямом смысле взрывоопасная девушка со шрамом на лице, способная начинить любого попавшего ей в руки порохом и подорвать тело в нужный момент. Человек-тень, использующий смертоносные когти шадзима, обладающий способностью создавать множество своих теневых копий и прятаться в любой тени. Юримару повелевает электричеством, посылая его через нити.

И наконец, самый страшный противник — Лорд Гемм — человек из прошлого Дзюбея, человек, которого он уже однажды пытался убить... Схлестнувший Дзюбея с его другом Шикуро и предавший их господина. Самое страшное преступление в средневековой Японии. Им снова суждено было встретиться... Именно с ним придется в конце вступить в схватку Дзюбею, чтобы взыскать с него старый долг. А заодно и новый...

В свое время «Манускрипт ниндзя» оказал на меня сильнейшее воздействие, подобное удару тока. Никогда до этого, да и после просмотра, мне не доводилось сталкиваться с подобными картинами. Она произвела на меня сильнейшее впечатление своим филигранно выверенным сюжетом, жестоким и бескомпромиссным. Происходящее на экране действо с первого кадра захватывает все внимание. Все поединки подобны завораживающему танцу со смертью, который главному герою несмотря ни на что необходимо довести до конца, ни разу не споткнувшись и не сбившись с заданного ритма. Водопады крови орошают экран. Мертвые тела валяться подобно подрубленным деревьям. Жестокий, предельный натурализм во всем. Здесь вы не найдете слащавых получасовых поединков после которых на лицах дерущихся не остается даже царапины. Признаюсь, я завороженно следил за каждым поединком считая, сколько же еще противников остается победить Дзюбею. Некоторые сцены переполнены эротизмом, и это оправданный шаг, призванный усилить впечатление от происходящего на экране.

Герои — просто великолепны, каждый из них идеально проработан. За все время просмотра вы не увидите ни одного клонированного персонажа, все они индивидуальны. Больше всего, как персонаж, мне понравилась Кагеро. Девушка-воин, по прихоти судьбы превращенная в смертельное оружие, чье тело, пропитанное ядом, несло смерть каждому, кто до нее дотронется. Казалось, выкованная из железа, она оказалась тоже способной испытывать страх, ужас, любовь и ненависть. Яд, заключенный в ее теле, помог Дзюбею выиграть первый поединок. Встреча с ним дала ей то, чего ей не хватало — возможность ощутить себя не оружием, а женщиной. А ее гибель дала Дзюбею силу победить в, казалось, безнадежной битве.

Тоже касается и рисовки. Я не знаток культуры Японии, но возникает ощущение, что художники, перед тем как приступить к созданию картины, тщательно изучали особенности быта средневековой Японии. По крайней мере, весь окружающий героев мир — во всех, даже самых мельчайших деталях, кажется абсолютно достоверным. Облик персонажей, их одежда, постройки, все что окружает героев, даже растения . На мой взгляд, манера рисунка отсылает нас к классическим японским гравюрам, не явно, но тем не менее определенное влияние все же ощущается. Атмосфера с первых кадров задается манерой рисунка, сразу начинаешь верить в то, что перед тобой настоящая средневековая Япония со всеми ее внутренними особенностями. Чеканная, почти гениально минималистическая манера рисунка, четко выверенные линии — вот характерные черты этой картины.

Этническая музыка создает соответствующий тон для происходящего на экране. Никакая другая в данной работе не смотрелась бы. Финальная мелодия, совмещающая в себе черты этнической и классической музыки просто великолепна и берет за душу с самого начала. Это мелодия душ двух главных героев Дзюбея и Кагеро, печальная, и в то же время дающая надежду на будущее. На мой взгляд, она заслуживает ее включения в мировой фонд музыкальных произведений. Она навевает светлую грусть и заставляет задуматься, и, может быть, услышав ее, вы вдруг поймете, что в уголках ваших глаз стоят слезы.