Гейши

Категория: Культура Японии   Автор: Стефан   Выпуск: ARRU Style Special #1 2010

«С продажной женщиной мужчина чувствует

 себя самцом, с гейшей же – самураем!» 
Японская поговорка

Давным-давно, когда я был маленький, а деревья были большими, мне в руки попала книга Джеймса Клавела «Сегун». Именно с этой книги и началось мое увлечение такой далекой и такой загадочной страной восходящего солнца. В этой книге было все, чтобы смутить мой тогда еще крайне пытливый ум – интересный и захватывающий сюжет, искусно вплетенный в антураж древней Японии, запоминающиеся герои, чьи приключения захватывали дух, и, конечно же, тогда еще неведомая мне Япония, которая сама по себе была способна очаровать.

Сегунат, самураи, кодекс бусидо, ниндзя, гейши – все эти тогда еще малознакомые слова пьянили и завораживали своей необычной и многозначительной мелодикой. И если благодаря кинематографу многие из понятий, пускай и в искаженной волей сценаристов и режиссеров форме, приобретали свои очертания и наполнялись объемом образов, все равно оставались те, которые без более пристального к ним внимания сохраняли свою загадочность.

Одним из таких слов-образов были гейши. Их образы, хотя и сходные с уже витавшими тогда на слуху «ночными бабочками», разительно от них отличались. Ибо, кроме «переплетения ног», в их задачу входили и театральные постановки. И игра на музыкальных инструментах, и искусство стихосложения и живописи.

Так какие же они – настоящие гейши?

 

Немного истории.

Само существование гейш овеяно множеством тайн и легенд, порой самых противоречивых и невероятных. Во многом виной этому кинематограф, для которого древняя Япония была всего лишь декорацией, в антураже которой можно было снять очередную историю, опирающуюся на непонимание самой страны. Истинный облик гейш далек от сложившегося у нас в подсознании образа.

Собственно говоря, называть гейшу гейшей не совсем правильно. Это слово пришло извне, когда в Японию проникли первые иностранцы.

 На языке страны восходящего солнца это слово звучит как «гейся» (??  ), где «гэй» означает искусство, а «ся» – человек. Иными словами, гейша (в рамках данной статьи будем употреблять именно это слово, ибо оно уже прочно вошло в русский язык) – это «человек искусства».

Возможно, это прозвучит странно, но первоначально гейшами были мужчины!

В XVII веке в больших городах Японии появились злачные районы, в которых отдыхали от повседневных забот японские мужчины. «Отдых» включал в себя роскошное застолье, светскую беседу и секс. Половые потребности удовлетворяли проститутки – юдзё, ну а культурные – гейши. Первые гейши-мужчины немного напоминали наших массовиков-затейников из домов отдыха для трудящихся. Они пели, танцевали и рассказывали анекдоты для гостей и их веселых подруг.
Существует несколько версий этих событий. Версия первая: гейшами являлся первоначальный состав театра кабуки. Версия вторая: гейшами называли артистов квартала Ёсивары (в Эдо), развлекавших доблестных самураев (также их называли «хокэн» – «шуты»). Самураи почитали развлекательное общение с женщинами в чём-то нечистым и недостойным доблестных и учёных мужей, поэтому предпочитали представителей своего же пола, столь же образованных и могущих поддержать интеллектуальную беседу за чашечкой сакэ. И только с течением времени появились гейши-женщины, которые вытеснили с «арены» гейш-мужчин.
Первая женщина-гейша появилась в 1751 году, а еще через десять лет – первая профессиональная женщина-гейша. Ею была Касэн из дома Огия, сначала работавшая юдзё, а затем начавшая самостоятельный бизнес. Основным достоинством гейш было умение весело и остроумно поддерживать беседу. Они читали стихи, пели песни, танцевали, аккомпанировали мужскому пению, организовывали веселые игры. Основным музыкальным инструментом для гейши был трехструнный сямисэн. Вскоре женщины-гейши стали так популярны, что полностью вытеснили с этой работы мужчин. И вот к началу XIX века термин «гейша» стал обозначением исключительно женской профессии. «Золотой век» гейш пришёлся именно на XIX век, в те времена они были настоящими звёздами, музами для многих поэтов и художников. Тогда же и были заложены жёсткие традиции их искусства, дошедшего практически в неизменном виде до сегодняшних дней.

Гейши-женщины выступали хозяйками вечеров, развлекая своих гостей-мужчин, ведя нить беседы, выступая с игрой на различных музыкальных инструментах или услаждая слух пением. Зачастую гейши флиртовали со своими гостями, но сохраняли при этом своё достоинство, т.е. к обязательному сексу дело не сводилось.

В те времена, когда японкам было уготовано лишь два места в жизни – домашний очаг или публичный дом – именно гейши проложили путь в прекрасный «мир цветов и ив» ((花柳界, карю:кай), в котором они сумели стать аристократками. Уклад их жизни был достаточно чётким: большую часть своего времени они, особенно до Второй мировой войны, проводили в городских районах, называемых ханамати (花街— «город цветов»).

Основными центрами, где процветала культура гейш, были Эдо, Киото и Осака.
Кстати, первые женщины-гейши не были красавицами, да и одеты были скромно по сравнению с проститутками-юдзё. Интимная близость с гейшей за деньги была делом исключительно редким, к тому же гейши не специализировались на каких-то особенных видах. А для того, чтобы сделать гейшу своей любовницей, мужчине было недостаточно хорошо заплатить, он обязательно должен был обладать «ики» – элегантностью и утонченным стилем поведения. В отличие от юдзё, гейши работали не только и не столько в «злачных местах». Они приходили по вызовам и на дружеские мужские вечеринки. Гейши не имели права выходить замуж, не «выйдя из бизнеса». Руководили гейшами «матушки» – ока-сан. Гейши-ученицы назывались майко. Переход из майко в гейши обычно сопровождался потерей девственности.
Особую популярность гейши получили в конце XIX и начале XX века, когда японское правительство начало активно бороться с проституцией. Поскольку гейши выглядели более благопристойно, нежели юдзё, к ним отнеслись более снисходительно. 
Каким же образом становились гейшами?

Чаще всего гейшами становились девочки из бедных семей, проданные в дома гейш – окия, дочери владелиц таких домов (владелиц называли матушками – «ока-сан») или дочери самих гейш. Таким образом, все свое детство будущие гейши проводили в служанках, а затем и помощницах главных гейш. Поскольку гейши в окия именовали друг друга сестрами, то сами гейши являлись старшими, а их помощницы – младшими сестрами (также начинающих гейш называли «майко» – «ученица»). Обучение происходило по принципу «смотри на меня и делай как я» (метод «минарай»).

Будущие гейши обучались искусству пения и игры на музыкальных инструментах, искусству аранжировки цветов, умению выбирать и носить кимоно, традиционным танцам, каллиграфии и живописи, также они должны были уметь вести чайную церемонию (тяною). Таким образом, они получали практически всестороннее и неплохое для того времени образование, что позволяло им на равных участвовать в беседах с мужчинами, а иногда и занимать более превосходящую позицию по отношению к своим гостям.

В возрасте 11-15 лет девочки становились начинающими гейшами, проходя церемонию инициации и получая новое имя (у гейш не было фамилий, а имена переходили по наследству от предыдущих гейш этого ханамати, зачастую это было имя старшей сестры). С этого момента молодая гейша должна быть причесана и одета соответствующим образом. Тогда же старшая сестра начинает знакомить ее со своими клиентами, причем чем их больше и чем популярнее старшая сестра, тем лучше младшей – у нее есть шанс заранее подобрать себе «клиентскую базу». В обязанности старшей сестры входит также подбор подходящего клиента для мидзуаге – процедуры, включающей дефлорацию молодой гейши. Отношение к девственности в культуре гейш было трепетным: майко понятия не имели об этой стороне отношений с мужчинами, поэтому право первой ночи стоило очень дорого и клиент для этой цели отбирался с особой тщательностью. По окончании процедуры майко переставала быть ученицей и становилась полноправной гейшей, имея с этого момента право на специальную прическу. Отдельно нужно отметить, что в настоящее время процедура мидзуаге гейшами не проводится.
По достижении совершеннолетия гейша начинала работать по индивидуальному графику, оплата же труда была повременной с фиксированной ставкой за один час времени с клиентом. С самого начала своей карьеры гейши создавали себе репутацию, которую старались поддерживать всеми силами. Очень часто индивидуальный график предусматривал то, что гейша находила себе покровителя – «данна», с которым и проводила большую часть своего рабочего времени. Взамен того, что гейша уделяла ему время наедине, покровитель оплачивал ее расходы (что было весьма нелегким бременем – цены на одни только кимоно были заоблачными), а также способствовал ее «карьерному росту», то есть росту популярности. Гейши совершенно необязательно заводили себе покровителей, но без этой поддержки они не могли оставить окия и матушек. 
Часть своих доходов гейши отдавали в счет заведения, зачастую она была довольно значительной, поэтому и вырваться из-под такой «опеки» было весьма затруднительно. Были случаи, когда бездетные хозяйки окия удочеряли какую-либо из своих гейш для того, чтобы передать им окия в наследство. Таким образом они получали в своё пользование весь доход этих гейш, а сами гейши получали доступ к обширной коллекции кимоно, без которого деятельность гейш была просто невозможной. Также со временем гейша могла получить окия в наследство – то есть обе стороны были вполне довольны создавшимся союзом.

 

Современные гейши

В современной Японии до сих пор существуют особые школы по подготовке гейш, куда набирают красивых девушек, обучают их литературе, музыке, танцам, умению вести светскую беседу, носить кимоно. (Кстати, настоящее кимоно не кроят и не шьют. Это цельный кусок ткани, который оборачивают вокруг тела и закрепляют с помощью нескольких поясов. Средняя стоимость этой одежды сегодня равна стоимости дешевого автомобиля. Цена же кимоно, предназначенного для особо торжественных случаев, может достигать цены лимузина.) Самое главное и обязательное требование, которому должна отвечать молодая японка, стремящаяся стать гейшей, заключается в безукоризненном владении тремя традиционными формами японского национального искусства: пением, танцем и игре на трехструнном музыкальном инструменте.
Будущих гейш учат рисованию, каллиграфии, искусству подавать напитки и вести беседу. Именно умение свободно и раскованно, но при этом почтительно говорить является очень важным в профессии гейши. Также гейша обязана обладать эротическим обаянием. В период обучения гейша проводит за уроками по 12 часов в день. Встает около 8 утра, ложится поздно и имеет один выходной в две недели. На то, чтобы стать гейшей, нужно потратить как минимум 5 лет. Прежде чем поступить в ученицы, девушка заключает контракт с хозяйкой чайного домика: если она захочет изменить профессию, то ей придется откупаться, причем немалыми деньгами.
Так как сейчас в Японии введено обязательное среднее образование, девочка не может стать майко, пока не получит школьный аттестат в 15 лет. После этого она вольна договориться с владелицей одного из домиков гейш (окия) и стать там «сикоми», прислужницей. Сикоми выполняет хозяйственные работы, убирает дом и помогает старшим сёстрам одеваться. Сикоми посещает занятия точно так же, как и гейши. Перед тем, как стать майко, ученицей, сикоми на короткий срок (две недели) превращается в минараи (метод обучения наблюдением за старшими). Минараи носит ту же причёску, что и майко, но её пояс оби свисает только на половину длины, а кимоно более разноцветное по сравнению с майко. Минараи посещает банкеты, но только как наблюдатель. Через полгода, по правилам Киото, после сдачи экзамена происходит церемония инициации, «мисэдаси» — с этого момента соискательницы называются начинающими гейшами (майко) и получают новое имя, включающее, в подавляющем большинстве случаев, часть имени своей старшей сестры или общий для этого окия компонент. Примером может являться окия Тама в Гион Кобу, в котором есть «ветвь мамэ»: Мамэтэру, Мамэхару, Мамэсудзу; «ветвь ха»: Судзуха, Маюха, Котоха и другие, причем некоторые из перечисленных в одной «ветви» гейши не являются «сестрами». С этого времени майко должна быть соответственным образом одета и причесана. В данный период задача старшей сестры состоит в знакомстве начинающей гейши со своими клиентами. Именно поэтому так важен опыт старшей сестры: чем популярней она будет, тем больше шансов у начинающей гейши будет обрести хорошую клиентскую базу.

Следующим шагом майко раньше была потеря девственности — «мидзуагэ», — церемония, отмечающая повышение ее статуса к старшей майко и смене прически с варэсинобу на офуку. Сейчас мидзуагэ не проводится.

Майко пять раз меняет свою прическу, символизирующую каждый шаг, ведущий к становлению гейшей. Перед тем, как сменить детские украшения и шпильки на подобающие статусу гейши, происходит «смена воротничка», эри-каэ. Воротничок майко вышит белыми и золотыми нитями, а гейши носят гладкий белый. На церемонии «эри-каэ» прядь пучка волос на макушке символически стригут, чтобы более взрослой прической обозначить переход от девочки к молодой женщине. Последняя причtска майко происходит от свадебной причtски прошлого, поэтому церемонию эри-каэ Лиза Дэлби называет также «engagement», «помолвка». Сейчас майко становятся гейшами в 20 или 21 год, в зависимости от успеха и желания хозяйки окия.

С 18 лет гейша получает возможность работать по персональному графику, однако воспользоваться такой возможностью могут лишь успешные гейши, получающие много приглашений на различные мероприятия. Также с 18 лет гейша получает возможность обрести «данна». Изначально «данна» – покровитель, иногда бывший любовником гейши, а иногда просто выступавший в роли мецената. Зачастую гейшу и данна связывают тесные любовные отношения, включающие рождение детей. Обязанность данна состоит в том, что он должен покрывать многочисленные текущие расходы гейши, которой он покровительствует (например, приобретает для нее кимоно), а также способствовать росту ее популярности. Появление данны в карьере гейши не является обязательным элементом, однако без этого гейша практически не имеет шанса оставить окия и стать полномасштабной звездой в своей профессии. Следует отметить, что данна существуют и поныне.

Гейша должна покинуть окия, если выходит замуж. Но некоторые гейши, особенно сегодня, не хотят оставаться в профессии до старости и уходят просто по собственному желанию. Какой бы ни была причина, организовывается церемония «хики-ивай» (引き祝い), поздравление с уходом. Покидающая ханамати гейша рассылает своим клиентам, хозяевам чайных домиков, где работала, матушкам-окия особое угощение: коробочку вареного риса, половина риса в которой белая, а половина — красная (подкрашивается бобами адзуки). Значение этого жеста — показать, что гейша уходит из мира гейш (красный рис) в обычную жизнь (белый рис).

В окия могут жить более одной гейши или майко. Но есть зарегистрированные как окия дома, в которых гейш нет вообще. Гейша исполняет финансовые обязательства по отношению к окия, но может жить независимо. В небольших границах гэйко сообществ именно женщины держат власть в своих руках.

Если гейша ждет ребенка, все надеются на рождение девочки, а не мальчика, чтобы она продолжила в будущем традицию гейш. Но если у женщины рождается мальчик, она должна покинуть окия, поскольку мужчинам запрещено оставаться в окия.

Вечер с гейшами стоит немалых денег, а само их присутствие обозначает высокий уровень банкета.

Клиентами гейш могут стать разве что богатые японцы, умеющие ценить культурные традиции. Танцы, пение, музицирование и беседа с гейшей, вначале очень далекие от «интима», стоят от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов за вечер. Престижность подобного времяпрепровождения очень высока. Мужчина, который проводит время таким образом или же открыто содержит любовницу-гейшу, считается богатым и знатным.

В некоторых крупных японских фирмах даже существует статья расходов «на гейш». И если иностранец, приехав по каким-либо служебным делам в Японию, окажется на дипломатическом приеме или просто в чайном домике за одним столом с гейшей, то провести с ней приятный вечер абсолютно не означает получить согласие на ночь. Ни обнимать, ни прикасаться к «фее вечера» без ее разрешения нельзя, а за развязность клиент может даже получить веером по лицу.

Однако мир гейш не столь идеален, как может показаться. В нем, как и в более обширном социуме, выделяются различные индивиды, с самыми разными жизненными ценностями и установками, у которых существуют самые различные потребности. Если взять за пример вышеописанный банкет, то «высокие» гейши на нем в первую очередь будут демонстрировать собственное искусство, а их товарки рангом пониже и сакэ выпить не откажутся (следует отметить, что среди гейш не принято принимать пищу и тем более спиртное во время своих представлений).
В настоящее время многие гейши продолжают жить в традиционных домах, однако некоторые, особенно в столице, Токио, стали значительно более самостоятельными и независимыми. Традиции профессии сохранились главным образом в Киото, в престижных районах Гион, Камиситикэн и Понто-тё.

Гейш в современной Японии, даже в Киото, осталось совсем немного: так, если в 1920-е годы по всей стране было более 80 тысяч гейш, то в настоящее время их число не превышает и тысячи, из них в Киото около трех сотен. Даже посетители Гиона в Киото скорее встретят переодетых в гейш статистов, позирующих для фотографий, или же переодетых туристов, чем настоящих гейш.

Столь резкое сокращение числа гейш связано с произошедшей после Второй мировой войны «колонизацией» западной культурой — исконно японским традициям фактически не осталось места. Современные гейши продолжают жить прошлым своей страны, способствуя своим ремеслом сохранению национальной культуры. Теперь они сознательно делают выбор в сторону своей профессии — времена, когда стать гейшами обрекала нищета, прошли.

Вопреки расхожему мнению, гейши – не проститутки (это уже неоднократно говорилось выше, но тем не менее я все равно вынужден повторяться). В японской индустрии развлечений гейши и проститутки исторически занимали разные позиции, что проявлялось во внешних различиях: проститутка повязывала пояс своего кимоно простым узлом спереди, что позволяло его развязывать много раз в день; узел пояса гейши завязывается сзади сложным узлом, и без посторонней помощи развязать и тем более завязать его не представляется возможным. Помимо разных способов завязывания пояса, в одежде и прическе гейш и японских куртизанок таю и ойран существовало множество предписанных различий во внешности, которые не позволяли спутать гейшу с куртизанкой или проституткой, а также четко указывали на социальный статус женщины и ее род занятий.

Немаловажно, что с момента появления профессии гейши им было законодательно запрещено оказывать сексуальные услуги за деньги.

Ошибочное мнение о профессии гейши сложилось, по большей части, во время американской оккупации Японии после Второй мировой войны: понятиями «гися» или «девочка-гейша» (geisha girl) американские солдаты называли молодых японок, продававшихся им. Более того, некоторые из них, остро нуждаясь в средствах к существованию, сами называли себя гейшами, при этом не являясь ими.

Кроме того, существовали и существуют так называемые «онсэн гэйся», девушки на горячих источниках; героиня произведения Ясунари Кавабата «Снежная страна» — именно такая «гейша», а, скорее, хостесс.

В настоящее время встречаются и другие наименования для данной профессии. Так, в области Кансай (где расположен Киото — один из крупнейших центров культуры гейш), начиная с реставрации Мэйдзи используются понятия «гэйко» (芸伎), а для начинающей гейши — понятие «майко» (舞妓). Ученицы токийских гейш называются «хангёку» (яп. 半玉)— «полудрагоценный камень»; также имеется общее наименование  о-сяку (яп. お酌) — «разливающая сакэ».

В конце XX столетия образ гейши был адаптирован для западной массовой культуры. Растущий интерес к этому феномену, а также экзотичность образа гейши способствовали появлению достаточно заметного числа произведений, обращающихся к этой японской профессии.

Так, в 1997 году был опубликован роман Артура Голдена «Мемуары гейши», рассказывающей о жизни девочки из рыбацкого поселка, Чио Сакамото, ставшей впоследствии известной гейшей под именем Саюри Нитта. Огромная популярность и множество фактических ошибок книги способствовали появлению новых аналогичных романов. К примеру, Минэко Ивасаки, чье жизнеописание легло в основу бестселлера Артура Голдена, написала весьма успешную автобиографию — в России издана под названием «Настоящие мемуары гейши» (в США — «Гейша, жизнь» (англ. Geisha, A Life), в Великобритании — «Гейша Гиона» (англ. Geisha of Gion)). Значительным успехом пользовалась и вышедшая в 2005 году экранизация книги Голдена. Книга Ивасаки также экранизирована под названием Хана-икуса, «Война цветов».

В 1998 году певица Мадонна появилась в облачении и макияже гейши на церемонии вручения наград «Грэмми». В следующем году она предстала в подобном образе в видеоклипе на песню «Nothing Really Matters», а в 2001 году часть представления в рамках турне «Drowned World» была стилизована под японскую тематику.

Однако нельзя не отметить, что использование образа гейши в поп-культуре привело к весьма значительному искажению представлений западной публики о роли гейши в культуре Японии. Следует помнить, что большинство современных западных авторов не имеют достаточных знаний о профессии гейш, а также об укладе традиционного японского общества, которое они стремятся описать, а в некоторых случаях неправдоподобность порождается желанием соответствовать интересам и ожиданиям публики, воспитанной в рамках западной культуры. Необходимо отметить, что портреты и описания, появляющиеся в их работах, не являются достаточно реалистичным описанием быта гейш; подобные произведения в значительной части представляют собой стилизацию.

 

Итог.

В Японии все красивое возводится в культ: цветущее дерево, росчерк пера, изгиб спящей кошки. А гейши... К ним вообще отношение особое... Киплинг, написавший «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и им не сойтись никогда», был абсолютно прав.

Гейши — это феномен, уникальная социокультурная традиция, не имеющая аналогов во всем мире.

Они изящны, они интересны, они утонченны… Пожалуй, их в какой-то мере можно назвать воплощением духа страны восходящего солнца.

Пройдя через века, они пережили свое становление, взлет и угасание, но, несмотря на все перипетии судьбы, по-прежнему хранят в себе загадку, которую человеку извне вряд ли когда удастся разгадать.