Оригами

Наверное, каждый из нас в детстве увлекался складыванием из бумаги различных предметов. Это могли быть бумажные самолетики, которое потом можно было отправить в полет, кораблики которые потом можно было отправить в плаванье в ближайшей луже, бомбочки, которые наполнялись водой и бросались с высоты, бумажные кошелки, в которых можно было хранить свои невеликие, но очень ценные сбережения… И знать мы не знали, что все это называется загадочным словом «оригами». И уж тем более не догадывались, что этому искусству не одна сотня лет и что пришло оно к нам из далекой и загадочной страны восходящего солнца – Японии.

История

Так что же такое оригами и откуда оно берет свое начало?

Слово «оригами» в японском языке составляют два иероглифа. Один

из них, иероглиф «ори», означает «складывать», а другой, «ками»,

означает «бумага», из чего, собственно, следует, что речь идет об

искусстве складывания бумаги. Если быть более точным, то оригами – это моделирование сложных пространственных форм складыванием целого листа бумаги без ножниц и клея.

Как все мы помним из курса школьной истории, первая бумага появилась в Китае, из которого к нам пришли и многие другие изобретения. В 610 году н. э. секрет изготовления бумаги благодаря китайскому буддийскому монаху Дан Хо становится известен японским мастерам, которые усовершенствовали технологию. И именно в Японии, хотя умение складывать простейшие фигурки из бумаги было и в Китае, зародилось это поистине великое искусство. Возможно, в этом сыграло роль созвучие японских слов «бумага» и «бог» – «ками», тем самым проводя невидимую связь между проведением религиозных ритуалов и складыванием фигурок из листочков бумаги, которая в эпоху зарождения искусства оригами (начало периода Хэйан, 794-1185 гг.) была весьма ценным материалом.

Самый ранний из известных примеров использования оригами – катасиро, которых интенсивно «эксплуатировали» с незапамятных времен в синтоистских церемониях, устраивавшихся в храме Исэ. Катасиро представляли собой символические изображения божеств-козлов отпущения, которых вырезали из специальной бумаги – дзингу ёси (храмовая бумага). Они служили для собирания ритуальных нечистот и пагубных влияний и сжигались или отправлялись священнослужителями в плавание к низовьям рек для очищения прихожан.

Остатки этой практики до сих пор можно наблюдать во время разнообразных очистительных ритуалов с участием человеческих фигурок, вырезанных из бумаги, и в мартовский праздник кукол, когда их бумажные воплощения выставляются на всеобщее обозрение.

Еще один из ритуалов состоял в изготовлении небольших бумажных коробочек «санбо», в которые клались кусочки рыбы и овощей, после чего они использовались в качестве жертвоприношений в храмах.

Оригами представляло собой и существенный элемент японских народных ритуалов. К примеру, технология складывания бумаги применялась при изготовлении носи (подарочная бумага с прикрепленным к ней ломтиком сушеного моллюска аваби, символизирующая счастливое событие) и тато (бумажный кошелек или коробочка, которые носили в передней складке кимоно).

В периоды Камакура (1185–1333) и Муромати (1333–1573) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Аристократия и придворные должны были обладать определенными навыками и в искусстве складывания. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка или абстрактной геометрической фигуры, были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека. Ими удавалось порой выразить больше внимания, любви, чем это можно сделать словами. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать. В период Адзути–Момояма (1573–1603) и Эдо (1603–1867) оригами из церемониального искусства превратилось в популярный способ времяпровождения. Именно тогда изобретается ряд новых фигурок, которые позже становятся классическими.

Самураи изготавливали амулеты-оригами, которые назывались «ноши» и делались из бумаги с добавлением полосок акульей шкуры или волокон сушеного мяса. Такие амулеты были призваны охранять самурая и приносить ему победу. На свадебных пирах было принято украшать бокалы для саке (рисовой водки) бумажными бабочками, причем разными, в зависимости от того, кому подносился бокал — мужчине или женщине. Бокалы новобрачных украшались бумажными фигурками жениха и невесты. Распорядители чайных церемоний, также украшавшие свои чашки бумажными фигурками-оригами, тщательно охраняли секреты своего мастерства. Их оригами складывались таким образом, что, развернув фигурку, ее уже невозможно было привести в первоначальный вид, иными словами — проникнуть в тайну ее создания. Кроме того, заново сложенная фигурка неизбежно должна была приобрести новые складки, и по ним мастера могли установить, что на секрет их оригами кто-то покушался. Когда бумага перестала быть редкостью и превратилась в доступный дешевый материал, оригами начало играть новую роль в церемониальной жизни Японии. Это искусство перестало быть уделом посвященных, и им стали заниматься люди любых сословий. В эпоху Маромати (1338–1573) владение тем или иным стилем оригами стало указывать на принадлежность владеющего им к той или иной социальной прослойке. Наиболее изысканными приемами, разумеется, отличалась элита тогдашнего общества — самураи. В эпоху Токугава (1603–1867) искусство оригами стало еще более демократичным, и это совпало с общим расцветом японской культуры. Именно к этому периоду относится появление первой книги, посвященной искусству оригами, — «Сенбарузу ориката», или «Книга тысячи бумажных журавликов». В ней рассказывалось о том, как правильно складывать бумагу для того, чтобы получить фигурки журавлей, птиц и бабочек. В 1845 году вышла еще одна книга — «Кан но мадо», или «Окно в середину зимы», и в ней впервые была приведена целая коллекция фигурок-оригами самого различного содержания и формы.

На заключительном этапе эпохи Мэйдзи (1868–1912) и в эпоху Тайсё оригами использовали в качестве учебного пособия в детских садах и начальных школах. В начале эпохи Сёва (1926–1989) в японском образовательном процессе стали делать упор на развитие творческих потенций учеников, и оригами подверглось критике, ибо детям навязывались стандартизированные приемы обращения с бумагой.

Во второй половине XIX века Япония стала открыта остальному миру, и искусство оригами проникло далеко за границы островного государства. Европейцы смогли познакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, журавликом, рыбой, цветком ириса.

Однако было бы несправедливо утверждать, что Европа до этого времени совершенно не была знакома со складыванием. Испания может похвастаться своим собственным независимым открытием некоторых фигурок, например, птички – «пахариты». И все же бумага была материалом редким и дорогим. Чаще складывали ткань – воротники (в костюмах XVI-XVII вв.), чепцы и другие головные уборы, которые носили сестры милосердия, монахини, горничные.

Известна так называемая «испанская школа», распространившаяся и в страны Южной Америки. Она ассоциируется с именем крупнейшего поэта и философа Мигуеля Уманумо (1864–1936), создавшего немало фигурок и выпустившего две книги по оригами. В России «бумажное» искусство также стало одним из любимых занятий детей, хотя пути его проникновения остаются неисследованными.

    Во Франции в XIX веке это искусство появилось на эстраде. В руках фокусников чистый лист бумаги мгновенно превращался в птичку с машущими крыльями. Среди западных любителей оригами можно отметить Леонардо да Винчи, автора «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, американского иллюзиониста Гудини. Известно также, что Лев Толстой был знаком с оригами.

Стоит вспомнить и Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, создателя первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать складывание из бумаги как дидактический метод для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Возможно, именно с его подачи школьники разных стран мира знакомы теперь с небольшим набором «фольклорных» фигурок из бумаги – шляпка, пилотка, «гадалка», некоторые самолетики...

Фокусник Роберт Харбин (1909–1978) всерьез увлекается оригами и собирает любую информацию на эту тему. Он знакомится не только со всеми классическими работами, но и с изобретениями Акиры Йошизавы, который к этому времени уже стал известным японским оригамистом. В результате в 1955 году на телевизионном канале «Jigsaw» Харбин делает регулярную программу по оригами «Мистеры Левая и Правая Рука», а в 1956 г. он выпускает в свет книгу, полностью посвященную оригами. Она имеет успех, позже появляются другие его издания на эту тему. Постепенно начинает формироваться круг увлекающихся оригами людей. В июне 1965 г. в Англии в свет начинает выходить «Оригамский листок», а 22 апреля 1967 г. создается общественная организация — Английское общество оригами (British Origami Society — BOS). Постепенно членами общества становятся не только англичане, но и иностранцы: из Австралии, Австрии, Бельгии, Бразилии, Канады, Колумбии, Ирландии, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Венгрии, Индии, Израиля, Италии, Кении, Кореи, Македонии, Мексики, Недерландов, России, Японии, Новой Зеландии, Норвегии, Польши, Португалии, Сингапура, Испании, Швеции, Швейцарии, Объединенных Арабских Эмиратов, США и Югославии. В 1996 году общее число членов общества превысило тысячу. В 1997 году BOS исполнилось 30 лет.

Параллельно идет становление и развитие оригами в США, где инициаторами широкого увлечения складыванием стали Лилиан Оппенгеймер и Элис Грей. В шестидесятые и семидесятые годы каждый понедельник в нью-йоркской квартире Лилиан собирается кружок любителей складывания, который в разные годы посетили практически все известные оригамисты мира. В конце шестидесятых годов общественная активность Л. Оппенгеймер способствовала образованию центра оригами в США, а также подобных центров в других городах и странах — в Англии, в Турине и Флоренции (1977 и 1978), во Франции (1978), в Нидерландах и Бельгии (1979), Испанского центра оригами в Барселоне (1982). Мощный толчок развитию отечественного оригами дает создание в 1989 и 1991 гг. двух общественных организаций — Московского и Петербургского центров оригами. Для демонстрации современного состояния развития оригами в ряде городов проводятся выставки: Нижний Новгород (1992), Чебоксары (1993), Йошкар-Ола (1993), Москва (1993), Туапсе (1993), Ростов-на-Дону (1994). Оригами демонстрируется в Музее этнографии народов СССР в Петербурге (1993). В 1994 г. изделия в технике оригами выставляются в Кунсткамере вместе с сокровищами из ее восточных фондов. В октябре 1995 года выходит в свет одобренное Министерством образования Российской Федерации первое издание учебника для начальной школы: «Уроки оригами в школе и дома». С 1996 года в Москве издательская фирма «Аким» начинает печатать журнал «Оригами. Искусство складывания из бумаги». В марте 1996 г. в Петербурге проходит Первая Всероссийская конференция «Оригами и педагогика», материалы которой издаются отдельным сборником. Конференция становится традиционной и проводится ежегодно. Оригами вводится как дополнительный предмет или факультатив в ряде школ страны. Появляются кружки и клубы оригами, число отечественных изобретений, зарегистрированных в базе данных Петербургского центра оригами в 1998 г., превышает первую тысячу. Многие из этих работ вызывают должное восхищение у зарубежных оригамистов. В 1998 году в США издательство St. Martin Press выпускает книгу «Russian Origami», в которой представлены лучшие работы в технике складывания, изобретенные в России.

Рассказывая про оригами, невозможно пройти мимо личности человека, которого можно назвать «отцом современного оригами». Это ныне всемирно признанный мастер Акира Йошизава. Он родился в 1911 г. и сыграл в истории оригами уникальную роль. Во время Второй мировой войны, когда он был служащим военного завода, у него созрело решение заняться оригами профессионально. Много лет пришлось бороться ему с трудностями жизни, почти нищетой, но упорство и труд принесли свои результаты. Акира Йошизава изобрел сотни новых, ранее неизвестных фигурок. Он не только доказал, что искусство складывания может быть авторским, но и способствовал его широчайшему распространению. С помощью изобретенных им несложных условных знаков процесс складывания любого изделия оказалось возможным представить в виде серии рисунков-чертежей. Появление этих простых значков было равносильно изобретению нотных знаков в европейской музыке. Навыки игры удавалось фиксировать и передавать другим людям. С условными знаками мастера Йошизавы можно столкнуться сегодня в любой профессионально изданной книге по оригами, где бы она ни была опубликована – в США, Франции, Испании или Японии. К мастеру пришли известность и заслуженная слава. В течение нескольких лет японское министерство иностранных дел посылало его за рубеж в многочисленные поездки по странам Европы, потому что развитое и поддержанное им традиционное японское искусство стало универсальным международным средством мира и дружбы без слов. В нашей стране господин Йошизава впервые побывал в 1978 году. Он посетил Москву, Ленинград и Находку. Важная особенность оригами, способствовавшая его быстрому распространению – практически неограниченные комбинаторные возможности, кроющиеся в обычном листе бумаги.

Международным символом оригами является японский бумажный журавлик. Любой человек, увлеченный оригами, умеет складывать его по памяти.

История этой фигурки довольно примечательна. В двух наиболее древних японских книгах, посвященных оригами, рассказывается, как складывать из бумаги фигурку журавля. Птица с длинной шеей в Китае и Японии считалась символом удачи и долгой жизни. Японцы с любовью и тщательностью складывали журавликов на протяжении как минимум двух сотен лет. В 1797 г. в Киото была издана книга «Сембацуру ориката» — «Складывание тысячи журавлей». В ней приводились различные варианты складывания пар и гирлянд журавлей из одного квадрата бумаги.

Вторая мировая война придала древней фигурке еще одно значение — символ мира. Многие знают историю маленькой японской девочки Садако Сасаки, родившейся в 1943 г. и оставшейся сиротой после атомной бомбардировки Хиросимы. Она тяжело заболела лучевой болезнью и, лежа в госпитале, начала складывать бумажных журавлей. Садако верила в старинное поверье, что если ей удастся сделать их тысячу штук, то сбудется ее желание. Сначала она мечтала выздороветь, однако, после того как эта надежда угасла, Садако начала молиться о всеобщем мире на земле. Она успела сделать 644 фигурки и умерла 25 октября 1955 года. С тех пор многие европейские и американские дети стали посылать бумажных журавлей в музей мира, находящийся в Хиросиме, в качестве символа мира.

В международной литературе по оригами давно сложился определенный набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия.

Условные знаки играют роль своеобразных «нот», следуя которым, можно воспроизвести любую работу. Каждый оригамист должен знать эти знаки и уметь пользоваться ими для записей. Помимо знаков, существует небольшой набор приемов, которые встречаются достаточно часто. Обычно они даются в книгах без комментариев. Считается, что любой новичок умеет выполнять их на практике. Международные условные знаки вместе с набором несложных приемов и составляют своеобразную «азбуку» оригами, с которой должен быть знаком любой складыватель. Большая часть условных знаков была введена в практику еще в середине XX века. В последние десятилетия к этим знакам добавилось несколько новых.

Для записывания того или иного приема знаки могут сочетаться между собой; чаще всего это стрелки со знаками линий.

Искусство оригами, как и всякое искусство, имеет несколько разновидностей, каждая из которых имеет своих поклонников и почитателей.

Модульное оригами

Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не дает конструкции распасться. Одним из наиболее часто встречающихся объектов модульного оригами является кусудама, объемное тело шарообразной формы.

 Простое оригами

 Простое оригами —  стиль оригами, при  думанный британским  оригамистом Джоном  Смитом, который  ограничен использо  ванием только скла  док горой и долиной.  Целью оригами является облегчение занятий  неопытным оригамистам, а также людям с огра  ниченными двигательными навыками. Данное выше  ограничение означает невозможность многих ( но не всех) сложных приемов, привычных для обычного оригами, что вынуждает к разработке новых методов, дающих сходные эффекты.

Складывание по развертке

Развертка (англ. crease pattern; паттерн складок) — один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертеж, на котором изображены все складки готовой модели. Складывание по развертке сложнее складывания по традиционной схеме, однако данный метод дает не просто информацию, как сложить модель, но и как она была придумана — дело в том, что развертки используются при разработке новых моделей оригами. Последнее также делает очевидным факт отсутствия для некоторых моделей иных диаграмм, кроме развертки.

Мокрое складывание

Мокрое складывание — техника складывания, разработанная Акирой Ёсидзавой и использующая смоченную водой бумагу для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости. Особенно актуален данный метод для таких негеометричных объектов, как фигурки животных и цветов — в этом слу  чае о  ни выглядят намного естественней и ближе к оригиналу.

Не всякая бумага подходит для мокрого складывания, а лишь  та, в которую при производстве добавляют водорастворимый клей для скрепления волокон. Как правило, данным  свойством обладают плотные сорта бумаги.

Бумага и другие материалы

 Хотя для складывания подходит практически любой листовой материал, выбор последнего очень сильно влияет как на процесс складывания, так и на окончательный вид мод  ели.

Для несложных моделей, таких как журавлик или водяная бомб  очка, подходит обычная бумага для принтера 70-90 г/м². Более тяжелые сорта бумаги (более 100 г/м²) могут быть использованы для мокрого складывания.

 Существует также специальная бумага для оригами, часто называемая «ками» (бумага по-японски), кото  рая продаётся сразу в виде квадратов, чьи размеры по стороне варьируются от 2,5 см до 25 см и более. Обычно одна сторона такой бумаги белая, а другая — цветная, но встречаются и двуцветные разновидности и разновидности с орнаментом. Бумага для оригами чуть легче принтерной, что делает ее подходящей для широкого класса фигурок.

Фольгир  ованная бумага, или как ее часто называют, «сэндвич», представляет тонкий лист фольги склеенный с тонким листом бумаги, иногда фольга оклеивается бумагой с обеих сторон. Этот материал обладает тем немаловажным преимуществом, что он очень хорошо держит форму и позволяет проработать мелкие детали.

В самой Японии в качестве материала для оригами господствует тип бумаги под названием васи (яп. 和紙?). Васи жестче обыкновенной бумаги, сделанной из древесной массы и используется во многих традиционных искусствах. Васи обычно делается из волокон коры Edgeworthia papyrifera, но также может производиться из бамбука, пеньки, риса и пшеницы.

Чаще всего для оригами используют квадратные листы бумаги, но допускается и применение других форматов. Например, прямоугольные листы (формата А или половинки квадратов), треугольники, пятиугольники, шести- и восьмиугольники. Существуют даже модели, складываемые из круга.  

Итог

На этом все. Надеюсь, что вам было интересно, и вы обязательно попробуете сделать оригами сами. Складывание фигурок позволяет прекрасно провести свободное время и отвлекает от суеты повседневной жизни.

Комментарии (0)
ВКонтакте Facebook Twitter

Комментарии

Нет комментариев
Комментирование временно отключено