Наоки Урасава

Категория: Персона номера   Автор: Kossak   Выпуск: ARRU Style #11 Ноябрь 2010

Чем автор манги может добиться заслуженного признания? Конечно, своими работами. Но что ему делать, если признания он уже добился, причём не только у себя на родине, но и в Америке, главном после Японии потребителе аниме и манги? Кто-то продолжает рисовать и снимает кино и аниме по своим произведениям. Кто-то становится преподавателем и обучает молодых художников. Кто-то начинает раскрывать другие стороны своего таланта. Позвольте представить персону этого номера – мангаку Наоки Урасаву, обладателя множества призов и премий, автора «Монстра», «Явары», «Мастера Китона», «20th Century Boys», ставших основой для экранизаций, и музыканта.


Наоки Урасава родился в 1960 году. Родители уделяли не слишком много времени своему сыну – в Японии происходил промышленный бум, страна только недавно оправилась от поражения в мировой войне. Поэтому Наоки рос не очень общительным. Ещё в детстве он начал рисовать мангу, но старался скрывать это от окружающих. В школе стал объектом насмешек, однако смог подружиться с главным «заводилой», показав ему свою мангу, и таким образом избежать шуток и подколов одноклассников.

Когда меня спрашивают «Ну, а что там дальше-то произойдёт?», а я отвечаю «Я пока ещё не решил» – значит, всё хорошо. Пока мангака не может ответить на такой вопрос, значит, с вдохновением всё в порядке.


Наоки интересовало не только рисование: после поступления в университет Мэйсей на специальность экономиста он собрал музыкальную группу, игравшую как песни английских и американских исполнителей (Битлз, Боба Дилана), так и свои. Ещё в школе Наоки решил, что не хочет стать простым служащим, ежедневно курсирующим по маршруту «дом-работа-дом» – перспектива творческой карьеры привлекала его куда больше. Однако к последнему году института он понял, что в нём не хватает той любви к музыке, которая заставила бы его бросить всё ради группы, и решил вернуться к рисованию манги на более профессиональном уровне.


Дебютной работой, выпущенной в 1981, стала манга «Return», получившая премию издательства «Сёгакукан». Затем выпускается манга «Beta, Yawara! A Fashionable Judo Girl» (публикуется с 1986 по 1993 год, за неё в 1990 году Наоки получает приз «лучшая манга». А в 1989 году на телеэкраны выходит 124-серийное аниме). Одновременно с этим Наоки работает над детективной мангой «Мастер Китон», главный герой которой, страховой следователь в известном агентстве Ллойда, расследует обстоятельства происшествий, за которые его наниматель должен рассчитываться.

Когда я устраивался на работу, то ещё не решил, что буду рисовать комиксы. Я просто пришёл узнавать о работе в издательстве «Шогакуган», а у меня с собой был один из рисунков. Ну я и показал его. Слово за слово – в общем, так я и стал мангакой…


С 1993 по 1999 годы в журнале «Big Comic Sports» выходит манга «Happy!» о девушке, которая, чтобы оплатить долги брата, бросает школу и становится теннисисткой, к чему у неё, как можно догадаться, выдающиеся способности. В 1994 году, после завершения «Мастера Китона», Урасава начинает рисовать мангу, ставшую самой популярной его работой не только в Японии, но и за границей. Последняя глава 18-томного детективного психологического триллера «Монстр» выходит в декабре 2001 года. «Монстр» принёс своему автору три награды, среди которых – премия имени Тезуки Осаму, одного из самых известных мангак всех времён, на чьих работах вырос и сам Урасава. В 2004-2005 году студия Madhouse сняла аниме «Монстр», а голливудская компания New Line Cinema выкупила права на снятие фильма, который должен был выйти в прошлом году. К сожалению, как это часто бывает с обещаемыми экранизациями манги и аниме, американцы ничего не сообщают о состоянии проекта.

Моему поколению очень повезло. Хотя я был бы не прочь родиться на несколько лет раньше – тогда я смог бы посмотреть на токийскую Олимпиаду и Международную выставку '70 в Осаке.


А вот за следующую свою, теперь уже фантастическую, работу «20th Century Boys» Урасава получает целых четыре награды. Манга стала основой для трёх игровых фильмов, режиссёром которых стал Юкихико Цуцуми (к слову, сейчас он работает над экранизацией «BECK: Mongolian Chop Squad»). Ещё одна манга, «PLUTO», является пересказом одной из арк манги, которую Наоки читал в детстве – «Астробоя». Тем более символично, что за не совсем оригинальную работу Наоки Урасава опять, в 2005 году, получает премию имени Тезуки Осаму, рисовавшего «Астробоя» с 1952 по 1968 годы. Сейчас Наоки Урасава снова ведёт работу над детективным триллером. Манга, выходящая с осени 2008 года, называется «Billy Bat» и рассказывает... о мангаке, рисующем детектив.


В 2008 году Наоки решает вернуться в музыку. В 2009 году вместе со своей группой, в которой поёт и играет на гитаре, выпускает дебютный альбом «Half Century Man». Однако большее время Урасава всё равно проводит в работе, связанной с мангой: университет Нагойи Дзокея предлагает ему должность преподавателя. Неудивительно, что Наоки соглашается, ведь в своих интервью он говорит: «Я хочу двигаться вперёд. Не хочу возвращаться в прошлое – ведь тогда всё было менее развито, а уж развлечений было куда меньше, чем сейчас, нам приходилось выдумывать что-то самим. Теперь возможностей намного больше, осталось лишь научить новое поколение задействовать воображение».