Небесные скитальцы

Категория: Обзоры аниме   Автор: Стефан   Выпуск: ARRU Style #11 Ноябрь 2010

Русское название: Небесные скитальцы
Английское название: The Sky Crawlers
Оригинальное название: スカイ・クロラ 

Студия: Production I.G
Страна: Япония
Жанр: драма, повседневность
Тип: полнометражный фильм, 121 мин.
Выпуск: 02.08.2008

Режиссёр: Осии Мамору
Автор оригинала: Хироси Мори


«Почему люди не летают как птицы?» – эта цитата нам известна еще со школьной скамьи. Автор, написавший, ее жил в то время, когда мечты о небе оставались всего лишь мечтами.


Но шло время, и вместе с ним двигался и прогресс, делавший свои собственные шаги. И под его влиянием человечество все же нашло свою дорогу. Сначала в небо, а потом и к звездам. И авторы, дотоле вынужденные писать лишь о мечтах человека о небесной выси, получили возможность вместе со своими персонажами шагнуть с грешной земли гораздо дальше, туда, где дотоле властвовали лишь птицы да потоки ветра. И теперь в истории героев, кроме мечтаний о небе, начали вплетаться, подобно нитям, мотивы свободы, которые оно дарит людям.


Но как бы небо ни было притягательно, оно не является для человека родным домом, и каждый, кто сумел в него подняться, вынужден возвращаться домой, на землю. Где его ждут радости и разочарования, победы и поражения, любовь и предательство и многое иное, из чего складывается наша жизнь. Но, вернувшись домой, человек опять стремится подняться в небо, чтобы снова ощутить восторг полета и вкус свободы. Ибо вкусивший однажды этот пьянящий вкус навсегда останется верен этой безумной выси, променяв повседневную одежду на костюм пилота – дорожный плащ небесного скитальца.


«Небесные скитальцы» – именно так называется картина блистательного Мамору Осии, о которой я хочу рассказать в рамках данного обзора. Эта картина по праву снискала себе популярность и даже сумела завоевать престижнейшую награду Венецианского кинофестиваля. В ней удивительным образом переплелись любовь к небу и философия, любовь и отчаяние, повседневность и… Однако стоп.


Представьте себе альтернативный мир, где войны между державами ушли в прошлое. Где люди могут не бояться, что с неба на них в один прекрасный миг обрушится равнодушная к возрасту, нации и общественному положению смерть. Если задуматься, то такой мир похож в некоторой степени на утопию. Да, в нем остаются многие проблемы, но отсутствие войн, и, как следствие, тысяч, миллионов смертей – все меркнет в сравнении с этим.


Но не все так просто. «Войны необходимы, чтобы ощущать реальность жизни. Ощущать, что в это время кто-то с кем-то сражается. Это жизненно важный элемент для существования человеческого общества. И это нельзя изменить…Невозможно поддерживать мир, если в новостях не будет рассказов о гибели людей. Необходимо показывать эту трагедию, чтобы осознать значение мира, иначе мы не сможем почувствовать, что такое жизнь» – говорит один из героев. И вот уже война из человеческой трагедии превращается в бизнес, со своим кодексом правил и неписаных законов, своего рода игру или телевизионное реалити-шоу, и миллионы людей, прячась в своем собственном уютном мире, со скрытым упоением наблюдают по телевизору за сражениями, втайне болея за ту или иную фирму. А другие люди, которые выбрали войну своей профессией, ежедневно сражаются друг с другом, воспринимая порядок вещей как должное.


Перед нами раскрывается история молодого пилота Юити Конами, принадлежащего к искусственно созданной расе «чилдренов», созданной не по злому умыслу, а в результате случайного стечения обстоятельств, чьи представители не умеют стареть и живут до тех пор, пока не погибнут во время боевых действий. «Разве людям, которым суждено умереть, обязательно быть взрослыми?» – спрашивает герой. Только играть, ибо, согласно классику, наша жизнь – это всего лишь игра, и нам остается только играть в ней отведенную нам роль. И вот эти вечные дети, для которых война – лишь игра и единственная возможность умереть, раз за разом уходят в бой только для того, чтобы победить или погибнуть, подобно фигурам на шахматной доске.


История стартует с момента прибытия главного героя на небольшую военную базу, принадлежащую компании «Росток» – одной из двух крупных компаний, чьей специализацией выбрана война в воздухе. Являясь пилотом от бога, он постепенно завоевывает уважение своих боевых товарищей и незаметно для себя самого вливается в размеренный ритм жизни военной базы. Жизни, состоящей из обыденных вещей – общения с сослуживцами, посиделками в баре, возней со своим самолетом, легкого флирта с девушками, вождения туристов по базе, прерываемой лишь патрулированием да боевыми вылетами, когда на одну чашу весов кидается жизнь противника, а на другую – его и его сослуживцев. А потом снова возвращается к серой повседневности.


Но даже за этой повседневностью скрываются тайны, с которыми предстоит столкнуться главному герою, и разгадки ему придется найти самостоятельно. Многое ждет его впереди – потеря боевых товарищей, любовь, тайна, скрывающая информацию о нем самом… а еще встреча в небе с легендарным пилотом, про которого говорят, что он единственный из всех пилотов не принадлежит к расе чилдренов, и которого почтительно именуют «Учителем». И места в бескрайнем небе хватит только для одного из них.


Уже одного имени Мамору Осии в рядах людей, участвовавших в съемках «Небесных скитальцев», достаточно для того, чтобы это аниме стало обязательным к просмотру. Этот японский аниматор уже не одно десятилетие держит единожды установленную в своих работах высокую планку и, кажется, не собирается ее опускать. А сняв «Небесных скитальцев», он поднял ее на новую высоту.


История, рассказанная нам, развивается неторопливо и тем затягивает наше внимание на время просмотра в сети повествования. За счет этого в какой-то момент начинаешь понимать, что такая история, несмотря на свою фантастичность, вполне могла произойти. И когда это понимание приходит, невольно начинаешь обращать внимание на жизненные дилеммы, вплетенные умелой рукой мастера в нить повествования. Место человека в жизни, его ответственность перед другими и перед самим собой, историческая необходимость войн в развитии человечества как вида и его, как это ни странно прозвучит, выживания – вот только некоторые из вопросов, которые были заложены авторами в аниме. С мыслями, высказываемыми авторами, можно либо соглашаться, либо отринуть их от себя, но тем не менее они имеют право на существование.


Рисовка персонажей смотрится простовато, их лица и фигуры несколько упрощены, но зато весь окружающий мир и все движения прекрасно проработаны. В классическую анимацию умело вплетены элементы 3D, в нем выполнены воздушные бои, равных которым я не видел до этого ни в одном анимационном фильме. Да и в классическом кинематографе не так много фильмов, способных соперничать по динамизму с тем небесным действом, которое представлено нам в «Небесных скитальцах». Всю небесную феерию в аниме можно сравнить с завораживающим танцем, когда в воздухе выполняются фигуры высшего пилотажа, свистят пули, время на какой-то миг замирает с тем, чтобы потом снова рвануть вперед. И наблюдая за происходящим, хочется, чтобы бой никогда не заканчивался.
Всему этому прекрасным дополнением служит музыка, которую интересно послушать и вне происходящего на экране, а в сочетании с картинкой она, кажется, способна сотворить маленькое чудо.


Если попытаться сравнить это аниме с фондом мировой литературы, то ближайшая аналогия – это произведения Антуана де Сент-Экзюпери, который воспевал в них романтику небесной выси и профессии летчика. При всех кажущихся различиях они во многом схожи и оперируют одинаковыми понятиями и константами, они одинаковы в любви к небу и поэзии полета, того полета, о котором так долго мечтало человечество.


Подводя итог, хочется посоветовать всем без исключения посмотреть эту замечательную анимационную картину, которая, безусловно, привнесет новые краски в вашу жизнь.