Парень из электрички

Категория: Азия-фильм   Автор: Стефан   Выпуск: ARRU Style #11 Ноябрь 2010

Densha Otoko
Страна: Япония
Тип: сериал
Кол-во серий: 12
Жанр: мелодрама, комедия, драма
Трансляция: c 07.07.2005 по 22.09.2005
Режиссёр: Такэути Хидэки


Если верить высказыванию одного из философов, ежедневно нам даётся более десяти возможностей кардинально изменить свою жизнь, остаётся только воспользоваться одной из этих возможностей. Судя по тому, что философ, высказавший сию замечательную вещь, был известным, он одним из таких шансов воспользоваться сумел. К сожалению, подобного нельзя сказать про большинство обитателей земного шара. Очень многие недовольны своей жизнью – одному не нравится работа, другой хотел быть актёром, но стал мелким клерком в юридической фирме, третьего манят дальние странствия, но жена, дети а также природная лень мешают сделать первый шаг за порог и осуществить свою мечту. Как и многим из нас. Ах этот первый шаг – он настолько лёгок, что мы каждый раз откладываем его на завтра, послезавтра, через неделю и после того как… И потом, за рутинными делами забываем, насколько он лёгок, и придумываем себе всё новые и новые оправдания для того, чтобы его в очередной раз отложить. И фортуна, посмотрев на нас, отворачивается и уходит к другому. И мы, одумавшись, с тоской глядим ей вслед и проклинаем всё то, что якобы мешало нам воспользоваться счастливым мигом. Проклинаем, совершенно не задумываясь, что виной нашим бедам наши собственные лень и страх выйти за рамки сложившегося тихого мирка. Страх мешает сказать нам главные слова любимому человеку, и тот так и не дождавшись их, проходит мимо. Страх заставляет нас повернуть назад, пройдя половину пути, в конце которого нас ждёт наша вершина. Но стоит прогнать лень, отринуть страх – и перед нами открывается перекрёсток путей, каждый из которых способен привести нас в новую жизнь, и нам будет дан очередной шанс изменить свою жизнь так, как хотелось бы нам.


Дорама «Парень из электрички» рассказывает нам о человеке, который, единожды пересилив свой страх, сумел изменить свою жизнь к лучшему.
Знакомьтесь – Цуеси Ямада. Невысокий, нескладный, в больших очках с толстыми стёклами, в нелепо сидящей одежде. Вряд ли какая-то девушка назвала бы его своим идеалом. Прибавьте к этому патологическую неуверенность в себе, зажатость, неуклюжесть – и его шансы, и дотоле невеликие, будут стремиться к нулю. Его жизнь – своеобразное царство тьмы, в котором для него нет места – постоянные проблемы с семьёй, коллеги по работе старательно третируют, да и по большому счёту вообще ни в грош не ставят, клиентка, которой он обязан найти работу, постоянно доставляет неприятности, так как не может долго задержаться на одном месте в связи со своим вздорным характером и аморальностью; даже дети на улице – и те его старательно достают. Единственная отдушина для его страждущего духа – это аниме, в котором он пытается укрыться от окружающего мира. Походы с друзьями в Акихабару, новые приключения полюбившихся героев да коллекционирование анимешных плакатов-фигурок – вот что помогает ему хоть как-то справляться с окружающей реальностью.


Но даже это лишь мнимая защита, и она ломается в день его рождения, про который забыли все, даже его семья. Но даже в царстве тьмы нет-нет, да и мелькнёт лучик света, озарит все вокруг, и тогда даже самая беспроглядная тьма отступает в ужасе.


Для Ямады этим лучиком стала случайная встреча в электричке. Судьба, словно устав раз за разом подкидывать ему неприятности, сжалилась и дала ему шанс. Шанс этот принял форму подвыпившего японца средних лет, неброской наружности, но вызывающего поведения, старательно пристававшего ко всем пассажирам в одном с ним вагоне. Возможно, ничего в жизни главного героя не изменилось бы, если б пьянчужка не начал приставать к девушке, очаровавшей Ямаду, и тот не решил вмешаться и защитить свою попутчицу. Правда, героя из отаку не вышло, и хулигана скрутили другие пассажиры, но сам подвиг не остался незамеченным, и девушка в благодарность за избавление от назойливого хулигана попросила у Ямады его домашний адрес. Чем вызвала у него бурю эмоций и полное смешение чувств. Не зная, что думать и как быть, парень возвращается домой, переполняемый сомнениями и эмоциями. Так ничего толком не придумав, он решается рассказать свою историю на форуме для одиноких сердец. Так начинается история «Парня из электрички». Ну а впереди нас ждёт история любви и поиска самого себя.


История парня из электрички сразу после выхода на экраны Японии привлекла к себе внимание. Вокруг разгорались настоящие споры. Создатели утверждали, что их произведение снято на основе реальной истории, и даже приводили доказательства в виде архивов форума. Многие были склонны им верить, оперируя, правда, достаточно неубедительными доводами. Но независимо от того, имел ли под собой сериал реальную историю отношений, он получил огромную популярность. Настолько огромную, что впоследствии на его основе был снят полнометражный фильм и написана книга. Чем же привлёк внимание зрителей этот фильм?


Вряд ли актерской игрой. Над всеми сериями сериала довлеет стародавнее проклятие японского кинематографа, когда актёры элементарно переигрывают. Согласитесь, вы не будете, одевшись в военную форму, сидеть у своего ноутбука и при этом гримасничать, дабы поскорее донести свои мысли до виртуального собеседника. Или заливаться горючими слезами, читая сообщение на форуме. Подобное переигрывание было свойственно актёрам второго плана, из которых всего несколько человек сумели достойно справиться с отведенными им ролями. Но на самом деле это не такой уж и большой недостаток, если предположить, что основной задачей актёров было воплотить в себе опредёленный психотип обитателя интернета. В таком случае гиперболизированная манера поведения смотрится хотя и непривычно, но вполне объяснимо.


К сожалению, и главные актёры не вполне справляются со своими ролями. Особенно это касается исполнителя главной роли. Он настолько вжился в образ отаку – не реального, а стереотипного – что не сумел выйти из него до конца сериала.


Значит, секрет популярности «Денши отоко» кроется совсем не в игре актёров.


Тогда в чём же? Музыка? Тоже нет. Да, она хороша, завораживает, она всегда к месту и ко времени, но её одной явно недостаточно, чтобы придать популярность всей истории. Остаются сюжет и образы героев, воплощённые на экране.


И вот именно эти две составляющие и являются краеугольным камнем успеха «Парня из электрички». В героях легко увидеть самих себя. Достаточно только заменить маски, которые призваны обозначать понятные нам образы – отаку, военный, спортсмен, программист, бизнесмен – на себя самого, и с удивлением начинаешь осознавать, что на самом деле черты персонажей сериала есть и в тебе. Но все эти образы ничего не стоили бы без достойного сюжета. А он если и не гениален, то близок к этому.
По-хорошему, идей, воплощённых в фильме, хватило бы на то, чтобы снять пять-шесть отдельных историй. И при должном умении со стороны режиссёров они нашли бы своих поклонников.


Сюжет, при всей своей некой фантастичности (ну не встречается такое на каждом шагу), цепляет именно тем, что хочется верить: пускай не у тебя, так у другого человека в жизни появился шанс изменить всё к лучшему, и он сумел им воспользоваться. Пускай не сам, пускай ему в этом помогли, но ведь сумел. Да и те, кто помогал советами или просто участием – а знать, что ты не одинок, что за тебя переживают, уже немало – тоже не остались в накладе. И вот как-то незаметно для себя муж, который ушёл из семьи, но всё ещё любит свою жену, набирается храбрости спустя годы позвонить ей; спортсмен, получивший травму и впавший в депрессию, решает во что бы то ни стало вернуться в спорт; расставшаяся пара вновь сходится. И все эти события – лишь отражение того участия, которое эти люди проявили к судьбе постороннего человека. Это словно отражение истины, которую мы знали в детстве, но забыли, повзрослев – каждое доброе дело воздастся сторицей.


По большому счёту, «Парень из электрички» – это сказка наподобие тех, которые нам читали, когда мы были маленькими. Что-то вроде истории про красавицу и чудовище, где эти две ипостаси, переплетаясь, воплощаются в каждом из героев. Мысль о сказочности подтверждается и воздаянием за каждый поступок. Те, кто помогал героям найти друг друга, и сами получали нечто большее, чем простое спасибо. Те же, кто пытался им мешать, был наказан.


Не берусь судить, насколько заявления о правдивости истории истинны, но лично мне хочется в это верить. Ведь тогда окажется, что чудеса и в самом деле случаются в нашей жизни. Быть может, и в жизни автора этого обзора случится чудо, и за одним из поворотов его ожидает начало собственной увлекательной истории.