— Чудесно, — сказала молодая японка. По-русски, из вежливости к нам. Окружающие наперебой зацокали языками. Саканиси-сан медленно обошел Сад Камней и улыбнулся:
— Да. Откуда ни смотришь, восемь камней. У Арана-сана достойный ученики. Рюсский народ сможет жить как островные японцы...
Саканиси-сан вдруг побледнел. Медленно вышел на середину Сада. Обернулся вокруг оси. И прижал ладони к лицу.
— Хана, — коротко резюмировал Валера. — Просек.
— Здесь ришь восемь камней, — сказал японец, глядя даже не на нас, а на собравшихся гостей.
— Примите мои извинения за позор.
Когда я читал рассказ «Фугу в мундире», с моих уст от первой и до последней страницы не сходила улыбка – злоключения двух россиян в Японии были настолько абсурдными, что иной реакции у меня не вызывали.
Природное российское раздолбайство, сталкиваясь с японским менталитетом, не оставляло от последнего камня на камне.
Ситуация с садом камней, финальный штрих из которой приведен выше, служит тому отличной иллюстрацией. Не сумев исправить собственную ошибку, ребята попытались схитрить, но попытка с успехом провалилась.
Откровенно говоря, для меня всегда было непонятно, каким таким волшебством японцы устраивают свои сады камней, что у них при прочих равных из любой точки сада видно на один камень меньше. Да и что они вообще такого находят в созерцании кучи булыжников, живописно раскиданных по территории. И статья, которую вы сейчас читаете, будет своеобразной попыткой ответить на так мучившие меня вопросы.
Прежде чем приступить к рассказу, вынужден оговориться – сад камней, при всей своей необычности и самобытности, является всего лишь одной из разновидностей японского сада, который включает в себя множество иных элементов, каждый из которых заслуживает отдельного рассказа.
Немного философии и истории
Камни всегда были связаны с жизнью людей независимо от части света, но представления о них в разных районах земли не всегда совпадали. Во многих странах Запада камень в больших количествах использовался для строительных работ, но в Японии камень для этих целей использовался редко. Он играл особую роль в культовой практике, где одухотворялся, становился объектом веры и эстетического наслаждения естественной красотой, не меняющейся с калейдоскопической скоростью. Объектом поклонения могли стать не просто камни, целые скалы, которые сплошь увешивались симэнава – ритуальными соломенными верёвками с вплетёнными в них полосками бумаги. Такие огромные камни считались местом обитания божества, а не просто минералами. Отголосок культового значения камней сохранился в расстановках сухих пейзажей до нашего времени. Например, можно установить камни в саду такими способами, как «Гора Хорай», «Гора Сюми» (гора Сумэру), «Три драгоценности» (Будда, дхарма, сангха).
При расстановке «Горы Хорай» посреди водоёма ставится один большой камень, символизирующий эту гору. Гора Сюми изображается расстановкой из группы сурового вида камней в центре водоёма или на искусственной горке. «Три драгоценности» тоже являются расстановкой, основанной на буддистских представлениях. Используются также постановки, основанные на народных поверьях и мифологических сюжетах, такие, как «Остров журавля» и «Остров черепахи».
Все эти расстановки продолжают существовать и в наше время. На их основе создаётся всё больше типов островов, причём «Остров журавля» предпочитают формировать, сажая на нём деревце, что чрезвычайно оживляет вид.
По одной из версий сады камней, как и многое другое, пришли в Японию из Китая. Китайцы считали, что в Восточном море есть острова бессмертных, главный из которых называется Хорай.
В поисках этих островов они приплывали и в Японию. Связывая легенды об этих островах с идеей буддистского рая, люди стремились создать в садах острова в миниатюре. Сначала это были искусственные островки среди садовых прудов, затем появились сухие сады, где расчёсанный песок изображал морские волны, а камни – острова бессмертных. Позднее камни начали выкладывать в виде священных животных, чаще всего в виде журавля и черепахи, символизировавших долголетие, а также высоты воспарения человеческого духа и глубину познания. Камень мог символизировать и гору Сумэру, по буддистским представления, священную гору в центре мира, и какого-нибудь из мифологических персонажей, и самого Будду. Таким образом, сухой сад для непосвящённого – это сад-загадка. Как правило, он воспринимается европейцем только эмоционально, эстетически, глубинный же его смысл можно понять, только владея древним языком символов. Но и эмоциональное воздействие камня бывает очень сильным. Недаром культ камней существовал во всём мире, а в Японии до сих пор живы отголоски анимистической веры, обожествлявшей необычные по размерам, форме или окраске камни, скалы и целые горы. В магические свойства камней верят в наше время не только на Востоке
Как правило, сады камней создавались при храмах или монастырях и предназначались только для созерцания. Пространство, в котором располагался такой сад, как бы искусственно замыкалось. И в нём, как в своеобразном микромире, очень продуманно и даже в некотором смысле изощренно группировались элементы природы — мхи и камни, песок и морская галька.
Разыскивание камней красивой формы, в которых таится нечто божественное, выявление их красоты путём расстановки было, как правило, занятием буддистских священнослужителей средневековья. Их называли «монахи, договаривающиеся с камнями».
Священнослужитель мог, обработав исходный материал, будь то камень или дерево, извлечь из него статую. Считалось даже, что большие камни уже скрывают их в себе. Если так, то можно говорить о поклонении Будде, ещё не вышедшему из камня, большому камню, таящему в себе статую Будды. Этот камень должен был занять достойное место благодаря искусству расстановки камней. Однако найти красивые сами по себе, от природы, камни для такой расстановки нелегко, поэтому со временем камни стали подвергаться небольшой дополнительной обработке. Стремились, тем не менее, к тому, чтобы расстановка выглядела как можно более естественно. Сутэ-иси – искусство расстановки камней – считалось главным в работе художника сада. Камни подбирали по форме, цвету, фактуре, а также по соответствию всех этих качеств общему характеру сада, его стилю и другим его элементам. По форме их делили на разновидности (низкую вертикаль, плоский, лежачий) и из них составляли основную и второстепенную группы. Определял композицию главный выбранный камень. С двумя меньшими по размеру он образовывал триаду (по аналогии с триадой божеств в буддистском храме). Создатели садов камней тех времён оставили после себя выдающиеся произведения. По этим садам можно судить о прекрасном чувстве формы дзэнских монахов средневековья. В этом смысле садовые композиции из камней, в отличие от посадок, конечно, причастны вечности.
Скорее всего, это искусство сформировалось вместе с бусидо, кодексом рыцарской чести и дзэном с его философией иррационального. Оно возникало из условий средневековой Японии как стремление к уединению, самоуглублению и самосозерцанию. У сада камней существует множество толкований сути. В нём соединились такие стороны японской культуры, как стремление к естественности и минимализму. Миниатюризация в японском саду основывается на врождённом символизме, столь свойственном японской культуре. Эти качества развивались в Японии на протяжении многих веков. И сад камней стал своеобразной квинтэссенцией этих принципов.
К тому предрасполагали и объективные причины. Если в Китае, в культуре, глубоко родственной Японии, которая, собственно, и дала основу для её развития, могли возникнуть сады, предназначенные для прогулок, то на островах при вечной территориальной ограниченности прогулки становились всё более условными.
В настоящее время сакральный аспект не имеет определяющего значения при создании сада камней, хотя и не сбрасывается со счетов окончательно. Тем более становятся важны его эстетические достоинства. Не будет большим преувеличением назвать отношение японцев к садовым камням прямо-таки трепетным. Достаточно сказать, что если растения поливают водой по мере необходимости, то камни истинные ценители поливают каждый день, следя, как оживают они от игры светотени на гранях, любуясь свежим блеском вкраплений, изменением их окраски в течении суток. Однако следует помнить, что сад камней состоит не только из камней, песка и гравия. В него могут входить и растения, и дорожки, и вода. Как было сказано выше, название саду даётся только по его «главному герою», но это вовсе не обязательно должен быть моноспектакль.
Описание и основные элементы
Обычно сад камней представляет собой ровную площадку, большая часть которой засыпана песком или мелкой галькой. Но главным элементом являются, на первый взгляд, хаотично расположенные на ней группы неотёсанных камней. Однако беспорядочность только кажущаяся, на самом деле расположение и композиция камней в группах подчиняются определённым правилам, исходящих из мировоззренческих концепций дзэн-буддизма. Камни в группах располагают по три, в соответствии с буддийской триадой. На поверхности сада с помощью граблей делаются бороздки, идущие вдоль длинной стороны сада и образующие кольцевые окружности вокруг камней. Традиционно считается, что поверхность сада символизирует океан, а камни — острова, но посетитель сада может представить на его месте что-то своё. Сад камней продолжает архитектуру дома и зависит от его интерьера. Функционально сады камней предназначены для медитаций, отстранения от мирской суеты и повседневных проблем. Конструкция подобных сооружений, подчиняясь нормам дзэн-буддизма, усиливает тягу японцев к любованию природой, размышлению, уединению. Здесь в явном виде выступают такие принципы, как умение видеть прелесть обычного и изящество простоты.
Некоторые полагают, что сад камней символизирует вечную борьбу хаоса и порядка, где чёткие ровные ряды гравия являются символом порядка, а группы камней — хаос.
Также одной из основных особенностей сада камней является то, что в какой бы точке не стоял наблюдатель, его взор упадёт на равное число камней.
Основной принцип, который должен соблюдаться при создании сада камней, — это неповторимость, скорее даже неповторимость всех элементов композиции. Каждая точка зрения должна существенно менять этот минипейзаж. Чаще всего композиция состоит из пятнадцати камней. Кроме того, перед создателями сада ставится очень сложная задача: план сада продумывается так, чтобы одновременно можно было увидеть не все камни, а только четырнадцать из них. Пятнадцатый скрывается от взгляда. И любой ракурс должен сохранять это правило. По крайней мере, пятнадцать разных точек зрения продуманы так, что один из камней скрыт от наших глаз за другим, более большим камнем или за группой камней. Всё делается с таким расчетом, чтобы зритель мог чувствовать себя окруженным природой. С разных точек зрения открываются для глаза новые перспективы, и каждый элемент, каждый камень занимают свое глубоко продуманное и точно найденное место. Основным принципом создания японского сада камней является гармоничное равновесие всех элементов. Однако они не должны быть одинакового размера, а в их размещении не должно быть симметрии. Камни тщательно подбираются по форме, цвету, фактуре. В композиции из них составляются следующие группы: основная, вспомогательная, «гостевая», связующая и т. д. Основная определяет всю композицию — высоту холмов, размеры и очертания водоема, размещение растений в саду. Вспомогательная подчиняется главной группе и подчеркивает её основную идею. «Гостевую» группу называют так потому, что она композиционно не подчиняется главной, но как бы уравновешивает её. Связующая группа выполняет задачу композиционного объединения сада с домом. Кроме того, в большом саду могут возникнуть еще и другие группы, не укладывающиеся в эти определения.
Схема композиции элементов в каждой группе близка к разностороннему треугольнику, длинная сторона которого должна быть обращена к фасаду дома, выходящему в сад, короткая — слева, а средняя — справа. Задача дизайнера состоит в том, чтобы объединить все эти условия одной общей идеей, почувствовать фактуру, возможности каждого камня, найти точное, соразмерное соотношение камней. Решения, приёмы должны объединять и чувство пространства, и пластическое видение ландшафта, и глубокое ощущение фактуры камней.
Достаточно часто в японском саду используют стены, однако они нужны не для того, чтобы оградить пространство. Нет, стена в первую очередь — для усиления зрительного впечатления. Она может быть контрастным фоном для группы камней или своей однообразностью, монотонностью подчёркивать линию, многоярусность ландшафта. Её ровная однотонность может привлечь внимание зрителей к интересному камню. В саду императорского дворца за таким камнем построена стена, но для того чтобы разнообразить, обогатить вид, в стене оставлено большое окно, через него зрителям открывается вся перспектива сада.
Чтобы подчеркнуть красоту камней, их своеобразие и оригинальность формы, как фон используется не только песок, как, например, в классическом саду, но также и галька. Ровные гладкие камушки, диапазон цвета которых простирается от чёрного до белого, покрывают поверхность земли и создают дополнительный декоративный эффект. Плоская поверхность площадок, покрытых галькой, как бы разрисовывается линиями. Это можно сделать, расчерчивая, расчёсывая граблями на тонкие волнистые бороздки.
Одним из главных приемов, используемых в японском саду камней, является асимметрия. Если говорить о первоисточнике — природном ландшафте, то часто ли нам приходиться видеть симметричные формы в природе? Практически никогда. А ведь окружающий пейзаж может тоже довольно активно вовлекаться в создание сада, если, конечно, в нём есть что-нибудь заслуживающее нашего внимания. В природных условиях на японских островах несложно найти такое обрамление для сада, в котором равноправно участвуют горы. Настоящий мастер сделает так, что горная цепь, а может быть, и сразу несколько цепей (ближняя и ряд дальних) будут казаться естественной оградой сада. Но на наших равнинах вряд ли удастся создать что-либо подобное. А вот использовать склон с открывающимся видом или живописность ближнего холма — это решение, достойное российского дизайнера.
Изначально созданный на небольшой территории, японский сад должен наполняться внутренними контрастами. Ведь мир, в понимании японцев, сочетает в себе светлое и тёмное, разумное и инстинктивное. Инь и ян, основные символы древней китайской философии, оказали свое влияние и на символизм, свойственный японской философии. Они постоянно взаимодействуют между собой. Ян, мужское начало, устремляется ввысь, а сфера инь, женского начала, — горизонтальность, приземлённость. Поэтому часто в конструкции сада используются сочетания различных по своему построению композиций, тёмных и светлых пятен, цветовых контрастов, противостояние вертикальных и горизонтальных форм. Сад камней как явление философии сочетает в себе покой и движение, все перипетии житейского моря.
Выбор камней во многом должен определяться их соответствием натуральному, естественному облику. Камни как бы воспроизводят фактуру окружающего пространства, можно даже сказать, что они имитируют его. Хотя имитация должна быть максимально достоверной, неопределимой ни на глаз, ни на ощупь. Не стоит забывать, что искусственность даже в самых маленьких количествах противоречит философии японского сада. То же самое можно сказать и о покрытии, занимающем основную площадь участка. Оно должно максимально вписываться в естественную среду. Растения, водопады, водоёмы, окружающие основную композицию, не должны отнимать слишком большого внимания у её главных героев — гладких валунов, обрывистых скал и живописных каменных композиций.
Основные принципы использования камней
При создании композиций из камней необходимо использовать основной композиционный приём, всегда применяемый при планировке японского сада. Он заключается в том, что любые композиционно связанные объекты сада должны образовывать воображаемый разносторонний треугольник. Во многом именно благодаря этому приёму японский сад, даже самый абстрактный, вызывает ощущение некоей скрытой внутренней энергии, сдерживаемой динамики. Для сада камней простейший случай такой композиции – группа из трёх камней, вершины которых, соединённые друг с другом, образуют треугольник. В более сложных случаях в одной или нескольких вершинах могут находиться группы камней, связанные своими внутренними треугольниками. В случае группы из двух элементов одна из вершин остаётся пустой, но эта пустота должна быть обыграна так, чтобы третий элемент там как бы подразумевался, сохраняя баланс композиции.
Среди садовых камней есть горизонтальные, плоские, вертикальные, наклонные, ступенчатые. Есть угловатые и округлые камни. При расстановке они группируются определённым образом, но способы установки каждого отдельного камня, в принципе, одни и те же, только круглые камни и камни в форме игрального кубика в расстановках не используются.
При установке камня прежде всего необходимо, чтобы возникало чувство устойчивости. Камни, которые выглядят валяющимися или опрокинутыми, не годятся. Чрезвычайно устойчивы камни, закопанные в землю. Считается хорошим способ, при котором камень закапывается наполовину или на две трети, но на это требуется особое настроение, поэтому, как правило, закапываемая часть незначительна. Если основные правила установки выполнены верно, камень выглядит устойчиво.
Когда в земле тянутся корни и есть опасность их обрыва, важнее думать не об устойчивости камня, пропадающей из-за плохого контакта с землёй, а скорее о том, чтобы камень был поменьше и полегче. Лучше, чтобы подземная часть камня имела форму, позволяющую сохранить эти корни. Даже если камень особенно ценный, и хочется, чтобы он выглядел большим и высоким, всё равно возникает неприятное ощущение от мысли о повреждённых корнях.
Камни, найденные стоящими вертикально в естественных условиях, обычно устанавливаются вертикально и в садах. Существует и наклонная установка, но и при ней камень не должен казаться падающим. Для выражения силы и движения, как правило, применяется ступенчатая расстановка.
В случае обрыва корней или наличия дефекта у камня лучше посадить траву или кустарник, скрыв эти недостатки.
Труднее всего правильно установить главный камень, остальные же как бы починяются его воле, составляя вместе с ним гармоничную композицию. Главный камень, который, как правило, является и самым большим, обычно располагают на заднем плане, чтобы он не действовал на зрителя подавляюще и не отвлекал на себя всё внимание. Правда, бывают случаи, когда для увеличения глубины сада пользуются обратной перспективой, располагая на переднем плане крупные объекты, но этим методом надо пользоваться с большой осторожностью.
Место и способ установки камней меняются в зависимости от цели, преследуемой при разбивке сада, поэтому нельзя сказать, что то, что хорошо в одном месте, наверняка подойдёт и в другом. Но в любом случае для сохранения динамики и баланса следует избегать фронтальных композиций. Это относится также и к камням для водопадов, и к тем, что устанавливаются рядом. У водоёмов и потоков камни часто устанавливаются в ключевых точках.
В случае моделирования с помощью камней гор и островов важным моментом обычно является сбалансированное распределение камней, осуществляемое при отсутствии горизонтальной симметрии.
Общей основой расстановки камней является использование их нечётного числа, т. е. три, пять и семь, хотя могут составляться и два камня. В Японии любят нечётность, поскольку число 753 считается счастливым. В принципе, камней может быть сколько угодно, но, как правило, они составляются группами из двух-трёх штук или берётся просто один камень. Например, расстановка пяти камней может состоять из групп 2-2-1 или 3-2, из семи камней – 3-2-2 или 2-3-2. При этом расстановка не должна обладать горизонтальной симметрией.
Выбор камней.
Форма.
На форму внимание обращается прежде всего. Камни лучше использовать в группах, тогда даже при наличии в форме одного из них дефекта в целом возникает гармония. Однако для пейзажных камней, которыми любуются по отдельности, выбор подходящей формы чрезвычайно важен. При выборе камня необходимо также учитывать характер места, где этот камень будет установлен.
Естественный характер камня.
Камни, обретшие свой облик в результате долгого пребывания под ветром и дождём, размытые течением или волнами, лучше подходят для сада, чем камни со свежими сколами, обнажающими их структуру. Часть камня, выступающая из земли и подвергающаяся климатическому воздействию, окисляется, мелкие включения растворяются, камень стирается. Острые углы исчезают, и тогда он выражает покой. Обычно любят замшелые камни и вообще камни, имеющие старый вид.
Цвет и блеск.
Бывают садовые камни различных цветов: зеленоватые, коричневые, красные, белые, фиолетовые и др. Когда в одном саду используются камни, значительно отличающиеся цветом или глянцевитостью, начинают разбегаться глаза и пропадает успокоенность, что нежелательно. Гладких камней белого цвета тоже следует избегать. Хорошо, когда камень обладает спокойным влажным блеском, слишком же сверкающий камень использовать для сада нежелательно.
Включения в камне.
В камнях часто встречаются отчётливые инородные включения, и, выбирая направления сторон при установке, их нельзя не учитывать.
Твёрдость.
Камни различаются по твёрдости в зависимости от породы. Твёрдые камни обладают значительными достоинствами, в частности, легче покрываются патиной (налётом, появляющимся под воздействием факторов окружающей среды).
Икиои (сила, мощь, энергия).
В камнях присутствует икиои. Она рождается из различных элементов, таких, как форма, величина, включения и становится важным фактором при установке камней.
Запрещённые расположения камней.
Плохо устанавливать рядом камни одинаковой высоты.
Не ставятся рядом камни одинаковой формы и объёма.
Не используются вместе горные, речные и морские камни.
Не составляются камни разных цветов.
Кисэй (сила духа, дух) камней не должна работать в разных направлениях.
Нельзя игнорировать включения.
Избегают расположения камней на одной линии параллельно постройке.
Камни не располагают на одной линии по вертикали.
Заключение
Культура Страны восходящего солнца медленно, но верно, а иногда и достаточно активно проникает в нашу с вами жизнь. К сожалению, в большинстве случаев её элементы представляют собой некое модное увлечение, но иногда, пройдя через года, они обрастают истинными ценителями и почитателями.
Сады камней воспринимаются сейчас лишь как некий необычный элемент ландшафтного дизайна, но возможно, со временем мы, подобно японцам, научимся воспринимать их философскую составляющую, не забывая при этом и собственные традиции.