Навсикая из Долины Ветров

Категория: Обзоры аниме   Автор: Стефан   Выпуск: ARRU Style #1 Январь 2009

 

 

 

 

Название: Навсикая из Долины Ветров
Nausicaa of the Valley of Wind
Kaze no Tani no Nausicaa

Производство: Япония
Жанр: приключения, фэнтези, драма
Тип: полнометражный фильм
Продолжительность: 116 мин.
Премьера: 11.03.1984
Режиссёр: Миядзаки Хаяо
Студия: Studio Ghibli

 

 

 

 

5 Января 1941 года родился Миядзаки Хаяо — один из самых выдающихся аниматоров современности. Все его работы являются шедеврами мировой анимации. «Небесный замок Лапута» (1986), «Наш сосед Тоторо» (1988), «Могила светлячков» (1988), «Ведьмина служба доставки» (1989), «Порко Россо» (1992), «Принцесса Мононокэ» (1997) и такой шедевр как «Унесенные призраками» (2001), за который Миядзаки удостаивается премии «Оскар». У кого из любителей аниме не сожмется сладко сердце от названий этих картин. И, конечно же, «Навсикая из Долины Ветров». Шедевр, сделавший Миядзаки Хаяо по-настоящему известным.


Писать о «Навсикае» одновременно и легко, и сложно. Легко потому, что это аниме является одним из моих любимейших, и рассказывать о нем — все равно, что рассказывать о старом друге. Сложно потому, что, с момента выхода ее на экраны, про «Навсикаю» написано множество статей, обзоров, описаний, и очень тяжело не свалиться в повторения уже сказанного. Всем известно, что манга, нарисованная Миядзаки, на протяжении десятилетия входила в десятку лучших в стране восходящего солнца. Первая самостоятельная работа принесла ему мировую известность и снискала престижнейшую награду Каннского кинофестиваля — Золотую пальмовую ветвь.

Мир будущего, которое так и не стало светлым. Мир, до корня разрушенный опустошающей войной, после которой человечество откатилось на века назад в своем развитии. Земля, превращенная в пустыню, на которой невозможно выжить. Жалкие остатки человечества, пытающиеся построить рухнувший мир заново. И огромный лес, живущий по своим законам, враждебный людям, не желающим эти законы понять. Но, несмотря на прокатившуюся войну, люди не поумнели. Сражения по-прежнему являются неотъемлемой частью этого мира. Слишком сильна ненависть друг к другу... И к тому миру, в котором они вынуждены жить.

На этом фоне и рассказывается история Навсикаи — принцессы Долины Ветров, пожалуй, единственного спокойного уголка во всем рухнувшем мире. Девушки, которой было суждено изменить судьбу рухнувшего мира, подарить ему надежду.

Мое настоящее увлечение аниме началось, пожалуй, с того, что я купил себе пиратскую DVD подборку. Аниме я смотрел и до этого, но увлечением это было тяжеловато назвать. Покупал я ее, в основном, из-за «Последней фантазии», так что все остальные фильмы были ничем иным, как довеском — не обременительным, но и не очень необходимым. Сейчас я уже и не вспомню какие именно фильмы входили тогда на диск. Вроде, там был «Стимбой», «Темная ярость», «Призрак в доспехах», еще что-то. Все это я впоследствии просмотрел. Но могу сказать, что если бы на этом диске не было «Навсикаи», это вряд ли произошло. И это не пустые слова.

Работа Миядзаки захватила мое внимание с первых же минут. Сначала, правда, манера рисовки, в которой, уже на тот момент, чувствовался его ни с чем не сравнимый стиль, который со всей полнотой раскрыт в последующих работах, мне, привыкшему к стандартизированной рисовке большинства современных аниме, казалась непривычной. Несмотря на то, что с момента выхода картины прошло уже четверть века, рисовка вызвала приятные ощущения своей, ныне забытой, миловидной грацией.
Потом все мое внимание захватил сюжет. Необычный и яркий, подобно хорошему вину, он со временем не только не потускнел, но, кажется, набрал красок и стал более выразителен на фоне нынешних проблем. Подобно драгоценному камню в руках умелого ювелира, под руками Миядзаки он сверкает своими многочисленными, идеально выверенными гранями, лаская взор каждого, кто на него взглянет. Отдельно хотелось бы сказать пару слов о музыке. Она великолепно дополняет собой все, что твориться на экране. Если бы ее не было, «Навсикая» потеряла бы часть своего очарования. Недаром Хисайси Дзе, до этого малоизвестный композитор, прославился именно благодаря работе над этой картиной.

Это аниме является предупреждением всем нам. Оно говорит о том, что наш мир хрупок — достаточно небольшого толчка чтобы его разрушить, превратив все, что нам дорого, в кучу пепла. Это послание проходит через весь фильм, что бы не происходило с героями, нам, через их чувства, мысли и поступки, пытаются донести эту нехитрую истину. Режиссер словно хочет образумить нас и привлечь внимание к вечным человеческим ценностям — совести, чести, любви
— не только к себе, но и к нашей общей матери — Земле. Он говорит о том, что гордыня, жажда наживы, ненависть разрушают все, до чего дотронутся. Недаром, именно из-за них мир в картине снова подвергается опасности уничтожения, и, лишь благодаря самопожертвованию героини, он смог удержаться, уже переступив одной ногой через край пропасти, из которой вряд ли можно было выбраться. Про «Навсикаю» можно рассказывать долго. Например, про то, что имя для своей героини Миядзаки взял у Гомера, а ее увлечение из старинной японской легенды. Про то, что американцы перемонтировали эту работу и, выкинув из нее двадцать минут экранного времени, превратили работу Миядзаки в боевик. Про то, что не так давно эта работа была отреставрирована и показывалась в кинотеатрах по всему миру. И некоторые продлевали период трансляции по просьбе зрителей. Но это каждый, если захочет, может узнать и сам.


На страницах данного обзора я намеренно не стал раскрывать сюжет чтобы не портить ощущения от просмотра тем, кто еще не смотрел этого фильма. Просто поверьте — вы не пожалеете о времени, потраченном на ее просмотр. Я, по крайней мере, не пожалел.