Предисловие.
В качестве предисловия, хочется сказать одно – прочитав всего несколько глав книги, в моём сознании чётко сформировалось понимание того, почему творчество Юкио Мисимы, в частности роман «Исповедь маски», вызывает неоднозначную реакцию публики. С одной стороны автор превосходно владеет словом, в романе действительно виден тот эстетизм за который хочется читать и уважать автора, но с другой стороны роман изобилует довольно откровенными подробностями интимной стороны подростковой и юношеской жизни, что можно назвать скорее эпатажем, нежели творческой идеей.
Не спиши обращать грешников прежде, чем они согрешат (Веслав Брудзинский)
«Исповедь маски» была написана автором в возрасте 24-х лет. Я не могу назвать этот возраст настолько нежным, чтобы продолжать познавать себя с той чувственностью и теми переживаниями, которые довлеют над душой, скажем, 15-ти летнего подростка, однако это не исключает памяти, в которой с определённого момента накапливались переживания из-за комплекса или чрезмерного самоанализа. Добавим к этому самую сокровенную тему полового созревания и осознания своего влечения к противоположному полу и получим небывалый коктейль из времени и тематики, которые неизменно вгоняют нас в краску. Роман «Исповедь маски» посвящён именно тому периоду осознания себя как полноценной единицы общества, во всех аспектах, общественных и личных.
Действие романа происходит в 1925 - 1947 годах. Этот сложный для японского общества период второй мировой войны и послевоенного времени, не слишком раскрывается в жизнеописании, скорее просто очерчивает некоторые границы общественных норм и моральных устоев, в которых вынуждены были жить люди. Именно в эту пору, когда строгость и дисциплина, итак почитавшаяся в Японии, как наиболее важные и существенные стороны воспитания, а в военное время ужесточилась, даже бунтарей заставляя соблюдать определённые правила, мальчик по имени Кими начинает познавать свой, отнюдь не стандартный, внутренний мир.
С самого детства обнаруживая в себе склонность к садо-мазохизму и гомосексуализму, мальчик отчаянно пытается найти внутреннее равновесие и хоть какое-то подобие гармонии с внешними обстоятельствами и своими неожиданными пристрастиями, при этом чувствуя необходимость выглядеть и действовать так, как обычные нормальные мальчишки, одевая на себя маску нормальности. Тема своей непохожести и отстранённости от всего того, что обычно нравится мальчикам, подросткам и юношам, терзает главного героя на протяжении всего времени повествования и этими переживаниями определяется главная идея всего романа.
Возможно, кто-то сочтёт эту тему слишком личной и потому повествование от первого лица подробно и откровенно описывающее непростые взаимоотношения гомосексуалиста и внешнего мира, попытки почувствовать себя нормальным парнем и влюбиться в девушку, покажутся чересчур вульгарным. Однако прежде чем критиковать это произведение, его нужно, по меньшей мере, прочитать.
Жить - значит жечь себя огнем борьбы, исканий и тревоги. (Верхарн Э.)
Начав читать роман, вы несомненно удивитесь, тому насколько живо и откровенно автор повествует о интимной стороне подростковой жизни, и дело не столько в различии менталитетов, сколько в самой центрации на деликатной теме полового созревания. Да и этот факт не удивлял бы так сильно, если бы речь шла о нормальном, здоровом сексуальном развитии без отклонений в виде гомосексуализма. Если бы дело обстояло так, то некоторые из читателей нашли бы в повествовании что-то по-детски наивное и от того милое, давно ускользнувшее от повзрослевшего ума… Но речь идет совсем о других переживаниях, совсем о других стремлениях и фантазиях, совсем о других сокровенных и чувственных мечтах.
Страсть, которая обуревает молодого человека, не кажется нормальной и ему самому. Как мне кажется, это происходит из-за традиционного воспитания, где ещё в детстве закладывается определённый сценарий жизни, определённые стереотипы поведения, прививаются нравственные ценности, и даже стремления и желания могут быть определены воспитанием. Поэтому парень отчаянно пытается казаться обычным подростком и ждёт, когда же на него снизойдёт та «нормальность» присущая всем его сверстникам. Подверженный глубокому самоанализу Кими усугубляет своё положение не находя ни одной определяющей дефиниции*, которая смогла бы объяснить его тягу к мужскому телу, в итоге он не получает ничего кроме своих садистических, кровавых фантазий, в которых он раз за разом убивает очередного мускулистого юношу испытывая при этом небывалое возбуждение. И всё это в тяжёлый послевоенный период! Не совсем удачное время, для осознания своей противоестественной тяги…
Конечно, подгоняемый общественными и нравственными нормами, главный герой изо всех сил пытается быть нормальным, в какой-то момент у него даже появляется девушка, отношения с которой носят наигранный и противоестественный для главного героя характер. Возможно, именно в этих отношениях находит своё отражение название романа «Исповедь маски». Ведь с самого начала повествования, герой неоднократно упоминает о необходимости играть нормального мальчика, как бы одевая маску.
В заключение.
Я не могу назвать роман скучным или излишне затянутым. Нет, в нём ясно определена тема переживаний, которая с развитием сюжета всё больше увлекает читателя своей откровенностью повествования о юной и уже такой извращённой душе и вызывает целую когорту противоречивых эмоций.
Я так же не могу с уверенностью ответить на вопрос, понравился ли мне роман. «Исповедь маски» - это действительно специфическое произведение, которое либо отталкивает с первых же глав, либо приковывает к себе внимание заставляя восхищаться смелостью автора, либо оставляет двойственное впечатление.
*Дефиниция - краткое высказывание, относящее какой-либо объект к какой-либо категории и описывающее важнейшие отличительные признаки этого объекта
~Aldagmora